Федеральная антимонопольная служба отказалась одобрять ходатайство советника главы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Алексея Тайчера по выкупу железнодорожного оператора «Трансфин-М» у НПФ «Благосостояние» за 35 миллиардов рублей. Ведомство выставило условие для одобрения сделки — полное устранение аффилированности с РЖД
О том, что ФАС не одобрила сделку по приобретению лизинговой компании и оператора вагонов «Трансфин-М», ходатайство о которой подала компания «ТФМ-Гарант» советника гендиректора РЖД Алексея Тайчера и его партнеров, сообщает пресс-служба ведомства.
Тайчеру принадлежит 70% «ТФМ-Гарант», остальные акции — у членов правления «Трансфин-М» Максима Анищенкова, Александра Голанда и Ивана Благодатских.
«Рассмотрение ходатайства по сделке отложено под условие — полное устранение аффилированности с РЖД на уровне акционеров, руководства и хозяйственной деятельности», — указано в сообщении. Тайчер до конца 2018 года возглавлял «дочку» РЖД — Федеральную грузовую компанию, крупнейшего оператора железнодорожных вагонов в России, а затем стал советником гендиректора РЖД Олега Белозерова на общественных началах, курирующим логистический блок.
После подтверждения выхода из группы лиц с РЖД и проведения компанией независимой коммерческой политики ФАС вернется к рассмотрению ходатайства, указала пресс-служба антимонопольной службы.
«Трансфин-М» принадлежит 53 тыс. вагонов, передает РБК. В НПФ «Благосостояние» в конце июня подтверждали, что достигли договоренности по продаже оператора, но не раскрывали потенциальных покупателей. «Цена продажи — около 35 млрд руб., что соответствует коэффициенту к капиталу более 1,4. К тому же часть стоимости была получена в виде дивидендов от ТФМ», — указывал представитель компании.
Отметим, что имя Алексея Тайчера уже упоминалось в связи с попытками монополизировать и без того централизованный рынок железнодорожных перевозок. В 2016 году ФАС отказала компаниям «Вектор Рейл» и «Башнефть-Транс» в покупке 50% железнодорожного оператора АО «СГ-транс». Комментируя решение, ведомство отмечало, что учредителями «Вектор Рейл» являются сыновья вице-президента РЖД Салмана Бабаева и гендиректор Федеральной грузовой компании (ФГК) Алексей Тайчер. Антимонопольное ведомство установило, что в таких условиях сделка по покупке части «СГ-транс» может привести к ограничению конкуренции, поскольку Салман Бабаев на тот момент был вице-президентом РЖД.
Генпрокуратура впоследствии признала, что «один из вице-президентов РЖД лично принимал решения, связанные с заключением контрактов с коммерческой организацией, в целях обогащения своих сыновей — членов совета директоров этой организации и ее конечных бенефициаров». На тот момент сыновья Бабаева были членами совета директоров «СГ-транс».
Вокруг РЖД давно происходят скандалы, вызванные антикоррупционными расследованиями. Основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) оппозиционер Алексей Навальный публиковал расследование о коррумпированности экс-главы РЖД Владимира Якунина. В нем говорилось о нарушениях антимонопольного и антикоррупционного законодательства по фактам укладки георешетки, продажи электронных билетов и создания офшорной сети компаний. По данным ФБК, фирма, поставлявшая георешетку, принадлежала Якунину, а продажа электронных билетов осуществлялась через фирму его сына Андрея.
Также СМИ писали о сети привокзальных отелей сына Якунина Андрея.